А.П. Александров – основатель атомного флота, основатель НИТИ
АП цветная_dK

Академик А.П. Александров — создатель советского атомного флота, Президент академии наук СССР, директор Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, основатель ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова»

К 119-летию со дня рождения академика Анатолия Петровича Александрова и к 60-летию основания ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова».

В истории создания отечественной ядерной энергетики Анатолию Петровичу Александрову, безусловно, принадлежит одно из первых мест среди подвижников, обеспечивших России статус мировой сверхдержавы. Анатолий Петрович стоял у истоков создания не только атомного, но и гражданского подводного флота, по сей день решающего важнейшие для страны задачи.

А.П. Александров родился 31 января (13 февраля по новому стилю) 1903 года в городе Тараща Киевской губернии в семье мирового судьи. Его детство и юность прошли в Киеве, там он учился в первом Киевском реальном училище.

Анатолий Петрович рассказывал, что совсем не собирался становиться ученым, был в Киеве электромонтером, а потом, как и его отец, учителем. В 1930 году он окончил физико-математический факультет Киевского университета. Но еще в 1929 году А.П. Александров опубликовал свою первую научную работу «Высоковольтная поляризация в церезине», выполненную в Киевском рентгеновском институте, где он специализировался на физике диэлектриков. С ней ознакомился академик А.Ф. Иоффе, ученик одного из крупнейших физиков мира — профессора В.К. Рентгена, и пригласил в 1933 году Александрова и троих его коллег в Ленинградский физико-технический институт (ЛФТИ) для продолжения работы в области физики диэлектриков.

В Физтехе Анатолий Петрович познакомился и подружился с Игорем Васильевичем Курчатовым, который в то время по настоянию А.Ф. Иоффе всё больше труда вкладывал в новую область — физику атомного ядра. И уже в 1933 году И.В. Курчатов возглавил оргкомитет первой Всесоюзной конференции по атомному ядру в Ленинграде.

В ЛФТИ в лаборатории А.П. Александрова были выполнены основополагающие научные работы в области физики полимеров. Также Александров принимал участие в разработке и оснащении подводных лодок устройствами для разрезания противолодочных сетей. Под его руководством были созданы «Методы защиты кораблей от магнитных и индукционных мин и торпед с неконтактными взрывателями». Так что А.П. Александров и его сотрудники уже в 30-е и 40-е годы были тесно связаны с отечественным флотом.

Потери флота от магнитных мин быстро сокращались, особенно уменьшились потери подводных лодок. За все время войны и послевоенное время ни один размагниченный корабль не взорвался на магнитных минах, и именно это явилось основой высочайшего авторитета А.П. Александрова среди моряков.

Атомный проект

В «Атомный проект» Анатолий Петрович пришел с неохотой. Безусловно, главную роль сыграл И.В. Курчатов, к которому Александров относился с величайшим почтением. Поначалу Александров старался держаться в стороне от забот Лаборатории №2. Он был лидером по исследованию полимеров и именно с этой областью науки связывал свое будущее.

Однако на главном направлении «Атомного проекта» — в получении «ядерной взрывчатки» — дела тогда шли «не идеально». Одним из методов разделения изотопов урана была «термодиффузия». В конце 1943 года Курчатов вызвал к себе Александрова и попросил заняться термодиффузионным разделением изотопов, о котором А.П. Александров еще задолго до войны докладывал на лабораторном семинаре в ЛФТИ. Курчатов об этом помнил и предложил своему другу Александрову заняться этим проектом. Речь шла о создании атомного реактора для получения 94-го элемента с массой 239 (название элемента «плутоний» появится позже). И Александров взялся за дело.

«У меня с Игорем был интересный разговор, – вспоминал Анатолий Петрович. – Я тогда сказал ему, что согласен работать в этом направлении, но у меня есть два пожелания: не работать непосредственно над бомбой и раз в году иметь месячный отпуск. Он согласился и, надо сказать, эти пожелания почти всегда выполнялись».

В 1943 году после конфликта с Берией директор Института физических проблем академик П.Л. Капица был отстранен от работы по «Атомному проекту» и освобожден от всех должностей. Было принято решение на его место назначить А.П. Александрова. Узнав об этом, Анатолий Петрович попытался отказаться. «Не могу быть штрейкбрехером», — заявил он и поехал отказываться к самому Берии. Купил бутылку водки, хлебнул для храбрости и немного полил на костюм – «для запаха». В кабинете у Берии он попытался убедить его, что не годится в директора института по многим причинам, в том числе и потому, что «любит горькую и себя преодолеть не может». Лаврентий Павлович рассмеялся. Он сказал, что ему известно всё, в том числе и то, как профессор полоскал рот водкой и где именно он купил её. А потом Берия вручил Александрову приказ о назначении его директором Института физических проблем. Там стояла подпись Сталина. Спорить было бесполезно.

С 1948 года Анатолий Петрович включается в работы по промышленным реакторам, по производству плутония и других компонентов ядерного оружия. И уже 29 августа 1949 года прошло удачное испытание советской атомной бомбы. К тому времени было налажено и достаточно мощное производство делящихся материалов. Меньше чем через три года после первого ядерного взрыва под руководством И.В. Курчатова было проведено потрясшее весь мир испытание термоядерной бомбы. Оно опередило создание подобного оружия в США примерно на полгода.

Рождение атомного флота

В атомном проекте всё складывалось непросто, особенно после атомной бомбардировки США городов Хиросима и Нагасаки в Японии. Несмотря на многоцелевой и фундаментальный характер проводимых по атомному проекту исследований, из-за жесткой конкуренции ведущих мировых держав за обладание ядерным оружием было принято решение о концентрации усилий и ресурсов на первоочередном создании ядерного и термоядерного оружия. Так в 1945 году Л.П. Берия наложил временный запрет на работы по созданию атомных установок для кораблей: «сначала бомба — все остальное потом». А ведь еще в 1943 году в Институте физических проблем под руководством Александрова начинали проектировать атомную установку для корабля, и это было гораздо раньше, чем американцы сделали свой «Наутилус», который был спущен на воду в январе 1954 года.

Александров вспоминает: «Однажды, когда я с раной ноги лежал в больнице, Курчатов заехал проведать меня и сказал: «Анатолиус! Помните, вы хотели разрабатывать подводную лодку с атомным двигателем? Теперь нам разрешили, выздоравливайте скорее, беритесь за это дело!» Я спросил, почему он поручает его мне, и получил в ответ: «Это дело сложное, а вы знаете массу каких-то никому не нужных вещей. Здесь они пригодятся»!

О том, как непросто проходило становление атомного флота страны, написаны тома. Сложнейшие проблемы, вставшие при создании морских ядерных энергетических установок (ЯЭУ), были решены в очень короткие сроки. Уже через шесть лет после начала проектирования была принята в эксплуатацию первая атомная подводная лодка. Многие технические решения, найденные при разработке первой морской реакторной установки, оказались столь удачными, что с успехом использовались в последующих реакторных установках военного и мирного назначения. ЯЭУ совершенно преобразили подводные корабли, настолько усилив их боевые качества, что очень быстро АПЛ превратились в «стратегический род войск». Это была настоящая научно-техническая революция.

О том, сколько трудностей было преодолено при разработке новых технологий, ведомо только участникам тех событий. Когда встал вопрос о строительстве в стране атомного подводного флота, атомщики еще не имели твёрдых представлений о том, какую двигательную установку они будут создавать. Поэтому разработки выполнялись в разных направлениях. А.П. Александров вспоминает: «Академик А.И. Лейпунский предложил жидкометаллический вариант установки для кораблей на сплаве свинец-висмут. Также серьёзно рассматривалась уже существовавшая ранее идея создания реактора с водяным замедлителем, работающего на сильно обогащенном урановом топливе, и за эту разработку мы также взялись. Первые шаги быстро привели к тому, что она опередила все остальные, и именно по этой линии начал развиваться проект…». Темпы работ были таковы, что строительство лодки началось ещё до появления окончательной документации. По энергетической установке ее вообще не было. Тем не менее, заказывались материалы, закладывался на стапеле корпус, проводились другие работы.

В это время активно работала научная, инженерная, конструкторская мысль. «… При создании реакторов для АПЛ была специально разработана система выгорающих поглотителей, которые дали возможность создавать активные зоны с очень длительным сроком службы по реактивности. Это позволило создать системы очень высокой надежности, которые и сейчас лежат в основе всех наших атомных установок».

В 1955 году Александров был назначен заместителем директора Института атомной энергии, а после смерти И.В. Курчатова (1960 год) стал его директором.

Рождение государственной испытательной станции — НИТИ

Транспортные ядерные энергетические установки (ЯЭУ) являются сложными и наукоемкими техническими комплексами, к которым предъявляются особые, отличные от стационарных установок, требования. Это обусловлено особенностями их эксплуатации в условиях корабля. Жесткие ограничения массогабаритных характеристик, емкости аварийных источников электроснабжения, затесненное расположение и взаимное влияние механизмов и систем друг на друга – всё это сказывается на надежности и безопасности их эксплуатации и требует проведения испытаний ЯЭУ до выхода корабля в море. Поэтому с самого начала создания и освоения транспортных ЯЭУ остро встал вопрос об их испытаниях и комплексной отработке на полномасштабных стендах-прототипах. Именно на наземных стендах-прототипах отрабатывается технология монтажа ЯЭУ, проверяются и оптимизируются режимы её эксплуатации, обосновываются показатели безопасности и надежности работы как отдельного оборудования, так и установки в целом.

Огромную роль в совершенствовании ЯЭУ сыграли построенные по инициативе А.П. Александрова сначала в Обнинске (наземный стенд-прототип ЯЭУ первого поколения) и затем в Сосновом Бору под Ленинградом стенды-прототипы для испытаний и отработки создаваемых перспективных ЯЭУ, где полностью воспроизводились реакторный и турбинный отсеки будущих подводных лодок.

18_А.П. Александров

Памятник Александрову, установленный в 1997 году на территории НИТИ, автор  скульптор А.С. Чаркин.

17 июля 1962 года был издан приказ Государственного комитета по использованию атомной энергии «О создании Государственной испытательной станции (ГИС) корабельных ядерных энергетических установок» в качестве филиала Института атомной энергии (ИАЭ) им. И.В. Курчатова, и летом 1962 года возглавляемая А.П. Александровым правительственная комиссия прибыла в Ленинградскую область с целью выбора места строительства ГИС. После ознакомления с побережьем Финского залива комиссия выбрала место для строительства в районе посёлка Сосновый Бор.

Строительство и проектирование ГИС было начато в сентябре 1962 года. К 1966 году на промплощадке ГИС было закончено строительство значительной части предусмотренных проектом зданий и сооружений. Этот год явился для ГИС годом превращения из строящегося объекта в действующий научно-инженерный центр ядерной энергетики, являющийся перспективной базой для отработки всех видов транспортных ЯЭУ.

В 1966 году приказом Министра среднего машиностроения СССР ГИС преобразована в Научно-исследовательский технологический институт (НИТИ) с подчинением ИАЭ им. И.В. Курчатова. Подчинение НИТИ ИАЭ им. И.В. Курчатова до 1979 года означало, что директор ИАЭ академик А.П. Александров фактически являлся руководителем НИТИ. По всем основным должностным назначениям, решениям о создании производственных и научных подразделений, по финансово-экономическим и другим ключевым вопросам деятельности НИТИ издавались приказы ИАЭ за подписью А.П. Александрова.

25.07.1979 года приказом Министра среднего машиностроения СССР НИТИ выведен из состава ИАЭ им. И.В. Курчатова и преобразован в самостоятельное предприятие с сохранением существующего названия.

А.П. Александров считал НИТИ своим детищем, бывал здесь в командировках, общался с сотрудниками, был в курсе всех научных разработок. О его отношении к НИТИ говорит хотя бы такой факт. Для создания тренажеров требовалась мощная вычислительная техника. В середине 70-ых годов в СССР выпустили два первых экземпляра БЭСМ-6 – большой электронно-счетной машины. Это была первая советская ЭВМ на полупроводниковых транзисторах. Одну из них поставили ракетчикам, вторая предназначалась для ИАЭ им. И.В. Курчатова. Однако Александров распорядился направить её в Сосновый Бор в НИТИ, что свидетельствует о высокой оценке Александровым научной деятельности НИТИ.

doska_pochet_sm

Памятная доска с постановлением о присвоении НИТИ имени академика А.П. Александрова в здании администрации института.

Научные результаты и технические решения, полученные на стендах НИТИ при отработке и испытаниях транспортных ЯЭУ различного типа и назначения, позволили успешно решать задачи проектирования и создания ЯЭУ для АПЛ новых поколений, а также создавать надежные и безопасные ЯЭУ для атомного ледокольного флота страны.

 

Научный руководитель ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова»
Василенко В.А