Система внутреннего контроля

Внешний контроль никогда не заменит контроль внутренний. Инициатор организации внутреннего контроля – собственник бизнеса. Он – главное заинтересованное лицо. Грамотный внутренний контроль позволяет существенно сократить потери в бизнесе и повысить эффективность компании. 

Как показывает мировой опыт, наличие в компании эффективной системы внутреннего контроля позволяет собственнику отслеживать движение своих активов и оперативно координировать все этапы работы.

Начальник службы внутреннего контроля и аудита

Новикова Любовь Васильевна

Существует множество определений термина «внутренний контроль». Первое официальное определение внутреннего контроля было опубликовано в 1992 году Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO). Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании и предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» касательно достижения целей.

Известные американские ученые А. Арене и Дж. Лоббек в своем труде «Аудит» полагают, что «внутренний контроль обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса».

СВК — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности.

Внутренний контроль и внутренний аудит объединяет основная, результирующая цель — повышение уровня оценочной стоимости компании. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов компании.

Система внутреннего контроля в умелых руках дает возможность своевременно выявлять риски хозяйственной деятельности, предотвращать их или смягчать последствия. Для этого необходимо встраивать в процессы контрольные процедуры, обеспечивающие достижение поставленных целей. Периодический мониторинг эффективности средств контроля позволит ремоделировать бизнес-процессы под постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды.

По существу внутренний контроль – это одна из самых важных составляющих системы управления.

Система внутреннего контроля признается эффективной, если руководители осуществляют организацию и планирование деятельности таким способом, при котором задачи и цели компании будут достигаться экономично и рационально. Разработка системы начинается с постановки задач и целей. Потом следует увязывание или объединение компонентов, концепций, видов деятельности и людей так, чтобы они взаимодействовали для достижения предполагаемых целей и задач.

Систему внутреннего контроля компании можно обозначить как систему финансового и иного контроля, организованную руководителем в целях эффективной и упорядоченной работы компании, обеспечения выполнения политики руководства, охраны активов, а также обеспечения полноты и точности документов.

Главными целями внутреннего контроля являются:

  • достоверность, надежность и полнота информации;
  • соответствие законодательству, политике, процедурам и планам;
  • сохранность активов;
  • эффективность использования ресурсов;
  • достижение задач и целей компании.

Каковы же концептуальные принципы внутреннего контроля?

Во-первых, следует обеспечить понимание всеми сотрудниками компании, что политика всеобъемлющего контроля — это внутренняя среда компании, то есть этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и, что крайне важно, отношение управленческого аппарата компании к внутреннему контролю.

Во-вторых, внутренний контроль должен обеспечивать непрерывное определение, анализ и управление рисками, стоящими перед компанией на пути достижения своих целей.

В-третьих, осуществление контроля должно быть повседневным: необходимо обеспечить учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг.

В-четвертых, необходима система санкционированного доступа к информации: соответствующая информация должна быть доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на него функций/обязанностей.

В-пятых, должен функционировать мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности. Эффективное функционирование внутреннего контроля возможно только при наличии в его структуре, взаимодействии и непрерывном совершенствовании всех указанных элементов.

Внутренний контроль – не просто дань моде, а суровая необходимость. В последнее время функции внутреннего контроля в компаниях уделяется все больше внимания как в мире, так и в России в частности.

Это связано с тем, что российские компании становятся все больше вовлеченными в общемировые интеграционные и экономические процессы, а также экономические институты. Их деятельность должна отвечать мировым требованиям и стандартам.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что целью компании должно быть не создание системы контроля, которая бы полностью исключала ошибки, отклонения и неэффективность работы, а системы, которая помогла бы их своевременно обнаруживать, устранять и предотвращать, повышая эффективность работы.