Памяти Анатолия Яковлевича Благовещенского

2 ноября 2022 года на 93 году ушел из жизни известный учёный, признанный специалист в области обеспечения надежности, безопасности и живучести ядерных энергетических установок, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга в отставке Анатолий Яковлевич Благовещенский.

Анатолия Яковлевича отличала большая ответственность за порученное дело, широкая научная эрудиция, феноменальная память, принципиальность, доброжелательное отношение к коллегам по работе и друзьям. Он принадлежал к той легендарной когорте людей, про которых с уважением и даже восхищением говорят: «Они были первыми»!

Анатолий Яковлевич Благовещенский родился 12 апреля 1930 года в городе Коломна Московской области. Отец, Яков Александрович, был инженером-машиностроителем, а мать, Клавдия Ивановна, педагогом. В 1933 году семья (Анатолий был единственным ребёнком) переехала на родину матери, в город Иваново, где прошли детство и юность Анатолия Яковлевича.

В годы войны Анатолий вместе с одноклассниками участвовал в сельскохозяйственных работах, ухаживал за ранеными в госпиталях, занимался починкой обуви для солдат формировавшихся в городе Иваново воинских подразделений. Сапожное ремесло и работа в мастерской при дворце пионеров давали право на получение рабочей продуктовой карточки и приносили небольшой заработок.

После окончания в 1948 году 30-й мужской средней школы в городе Иваново Анатолий Яковлевич успешно сдал вступительные экзамены в Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде. Однако судьба распорядилась так, что, поступив в «Дзержинку», он был направлен на учёбу во вновь созданное Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина (ВВМИУ-2) в городе Пушкин, которое окончил в 1954 году с золотой медалью.

Как выпускник первого набора курсантов ВВМИУ-2, Анатолий Яковлевич всегда испытывал чувство гордости за родное училище, давшее ему высокую профессиональную военно-морскую и инженерную подготовку.

Как одному из лучших выпускников, ему была предложена престижная вакансия оператора ядерной энергетической установки (ЯЭУ) первой в СССР атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». До ввода в строй наземного аналога корабельной ЯЭУ практическую подготовку по управлению реактором будущие операторы проходили в Обнинске на пульте управления только что вступившей в строй первой в мире атомной электростанции. Это обстоятельство дало право Анатолию Яковлевичу считать себя пионером в освоении атомной энергии в мирных целях.

К сожалению, проблемы со здоровьем не позволили Анатолию Яковлевичу начать службу на корабле, но знания и особенно практические навыки управления реактором оказались востребованными — в дальнейшем вся профессиональная деятельность Анатолия Яковлевича была связана с созданием и отработкой ЯЭУ для нескольких поколений кораблей ВМФ.

В 1956 году Анатолий Яковлевич, как молодой специалист, был переведен в Ленинград в ведущий научный центр ВМФ – НИИ военного кораблестроения (в настоящее ныне 1 ЦНИИ МО). В 1 ЦНИИ МО Анатолий Яковлевич активно участвовал в решении важных научно-технических задач, связанных с разработкой научно обоснованных требований к проектированию ЯЭУ транспортного назначения, их реализации и сопровождению на промышленных предприятиях при создании новых проектов атомных подводных лодок.

В 1962 году по инициативе и при поддержке академика А.П. Александрова в городе Сосновый Бор Ленинградской области началось сооружение Государственной испытательной станции корабельных ядерных энергетических установок, которая позже была преобразована в научно-исследовательский технологический институт (НИТИ) — центр комплексных испытаний транспортных ЯЭУ, доведения их на полномасштабных стендах-прототипах до требуемого уровня надежности и безопасности.

По просьбе А.П. Александрова Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота С.Г. Горшковым для осуществления более тесной связи НИТИ с научными организациями и специалистами ВМФ в 1969 году при НИТИ было образовано военное представительство (ВП МО), которое по существу являлось научным подразделением энергетического Управления 1 ЦНИИ МО. В его обязанности входило непосредственное участие в испытаниях и отработке на наземных стендах-прототипах НИТИ перспективных корабельных ЯЭУ с анализом результатов с позиций выполнения требований ВМФ по надежности, безопасности и живучести. Судьба распорядилась так, что первым руководителем ВП МО в НИТИ был назначен А.Я. Благовещенский.

В должности руководителя военной приёмки в НИТИ Анатолий Яковлевич принимал непосредственное участие в формировании военного представительства и в испытаниях на наземных стендах-прототипах трех принципиально различных транспортных ЯЭУ для кораблей военно-морского флота. При этом Анатолий Яковлевич вёл работу по формированию идеологии использования наземных стендов, их технического облика, по разработке программ испытаний и решению конкретных вопросов, возникавших как в ходе создания стендов, так и в процессе испытаний прототипов корабельных ЯЭУ. Труд А.Я. Благовещенского на этом посту был отмечен высокой государственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

Деятельность А.Я. Благовещенского в должностях от старшего военного представителя-руководителя до начальника военного представительства в НИТИ способствовала формированию и продвижению в жизнь его главной научной идеи, которая во многом определила круг научных интересов Анатолия Яковлевича. Это идея разработки научно-технических основ для обеспечения «естественной циркуляции» теплоносителя (ЕЦТ) в активной зоне ядерного реактора, наличие которой является одним из главных факторов повышения надёжности, безопасности и живучести ядерных энергетических установок.

А.Я. Благовещенский оказался как раз тем учёным и специалистом, который обосновал и продемонстрировал научно-техническому сообществу всю важность ЕЦТ, особенно для транспортной энергетики, и с присущими ему энтузиазмом и энергией трудился над практической реализацией этой идеи.

Теоретическая разработка аспектов по реализации ЕЦТ была им осуществлена в кандидатской диссертации, успешно защищённой в 1963 году. Но доказать практическую ценность этой идеи могли только эксперименты на натурной транспортной ЯЭУ. И Анатолию Яковлевичу удалось получить разрешение на проведение натурных испытаний, хотя для этого готовящийся к сдаче флоту современный боевой корабль пришлось на какое-то время задержать на заводе, да ещё внести изменения в конструкцию реактора!
И все же требуемые испытания были проведены и закончились успешно. На основе результатов испытаний стало возможным вносить в конструкцию установок и в режим их работы такие изменения, которые, благодаря использованию режима с ЕЦТ, существенно повышали надежность корабельных ЯЭУ в различных аварийных ситуациях.

Дальнейшие исследования, проводимые по данной тематике, нашли своё отражение в докторской диссертации на тему «Естественная циркуляция теплоносителя первого контура и её роль в обеспечении безопасности корабельных ЯЭУ и расширении их эксплуатационных возможностей», которую А.Я. Благовещенский защитил в 1974 году. Впоследствии под руководством А.Я. Благовещенского сформировалась научная школа по исследованию ЕЦТ в ЯЭУ, добившаяся значительных успехов. Результаты научных исследований, положенные в основу требований ВМФ к проектированию новых ЯЭУ в части использования ЕЦТ, позволили на новых поколениях кораблей не только решить проблему аварийного расхолаживания, но и обеспечить придание кораблям новых тактических качеств.

Одним из результатов практической реализации идеи использования ЕЦТ явилось создание в ОКБМ «Африкантов» под руководством Ф.М. Митенкова проекта моноблочной реакторной установки с всережимной ЕЦТ, испытания которой были успешно проведены в НИТИ.

В должности руководителя военной приёмки в НИТИ Анатолий Яковлевич, как признанный специалист в области безопасности и надежности ЯЭУ, неоднократно привлекался к решению возникающих на флотах задач, таких как руководство испытаниями АПЛ, участие в работе комиссий Государственной военной приёмки АПЛ в состав ВМФ.
В 1980 году Анатолий Яковлевич принимал участие в работе Правительственной Комиссии по приёмке головного тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров».

В 1981 году, после увольнения в запас из рядов ВМФ в звании капитана 1 ранга, Анатолий Яковлевич продолжил активную научную и преподавательскую деятельность в качестве профессора кафедры «Реакторо – и парогенераторостроения» (в настоящее время кафедра «Реакторные и котельные установки») Ленинградского политехнического института (в настоящее время Санкт-Петербургский государственный университет Петра Великого).

Занимаясь тематикой обеспечения надёжности и безопасности реакторов для энергоблоков АЭС, А.Я. Благовещенский обратил внимание на то, что ряд вопросов, касающихся надёжного охлаждения аварийного реактора, рассматриваются без учёта всё той же ЕЦТ и что отечественные энергоблоки АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) обладают большими потенциальными возможностями для использования режима ЕЦТ. Выполненные под руководством А.Я. Благовещенского комплексные исследования составили основу концепции использования ЕЦТ при работе реакторной установки с ВВЭР-1000 (1200) не только в режимах расхолаживания, но и на энергетических уровнях мощности, что крайне важно для сохранения работоспособности энергоблока при аварии с полным обесточиванием.

За большой вклад в развитие атомной энергетики Анатолий Яковлевич награждён серебряной и золотой медалями АО «Концерн Росэнергоатом» – «За заслуги в повышении безопасности атомных станций». Работая в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, А.Я. Благовещенский был удостоен звания почетного профессора СПбГПУ, государственной награды «Орден Почета» и звания Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

С 2017 года А.Я. Благовещенский являлся профессором Санкт-Петербургского военно-морского политехнического института ВУНЦ-ВМФ «Военно-морская академия», продолжая активную научную деятельность и передавая курсантам бесценный опыт и знания учёного, специалиста и патриота, принявшего на себя ответственность за судьбу атомной энергетики страны.

Анатолий Яковлевич являлся членом редколлегии научно-технического сборника «Технологии обеспечения жизненного цикла ядерных энергетических установок» с самого первого его выпуска и много сделал для становления издания, формирования его тематики и обеспечения качества публикуемых статей. На страницах сборника неоднократно публиковались подготовленные с его участием статьи и сообщения, посвященные обсуждению и решению важнейших задач, стоящих перед атомной энергетикой страны.

Ушел из жизни замечательный человек. Светлая память об Анатолии Яковлевиче Благовещенском навсегда останется в наших сердцах.

Коллектив ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова»,
Редакционная коллегия научно-технического сборника
«Технологии обеспечения жизненного цикла ядерных энергетических установок».